Недавно компания AXELOT объявила о разделении бизнеса на три направления и об образовании двух новых компаний. Первая – GRADUM – будет специализироваться на внедрении и поддержке ERP-систем на платформе «1С», вторая – DATAREON – возьмет на себя проекты в области управления НСИ и интеграции, а всем известный бренд AXELOT сосредоточится на складской автоматизации, транспортной логистике и логистическом консалтинге. Генеральным директором всех трех компаний на данный момент остается Алексей Тимашов, нынешний глава AXELOT. Мы попросили его ответить на несколько вопросов.
С чем связана реструктуризация вашей компании?
Основная цель – дать возможность бизнесу развиваться быстрее и более динамично. Те три направления работы, которые сегодня превратились в три разных бизнеса, были сформированы достаточно давно и, функционируя в рамках одной компании, одного бренда и одной технологии продаж, в конечном итоге начали мешать друг другу. Решение о реструктуризации было принято не вчера, подготовку к этому событию мы начали еще два года назад. За это время мы сумели разделить и технологию продаж, и технологию проектов этих трех направлений, а объявление о реструктуризации стало, по сути, уже неким финальным аккордом.
Вы говорите, что направления начали мешать друг другу. В чем это выражалось?
Начну с бренда. Наш бренд AXELOT на рынке всегда прежде всего ассоциировался и ассоциируется и сейчас с проектами в области логистики – как складской, так и транспортной: в то время как в общем бизнесе компании это доля занимала 40-45%. А остальное приходилось на направление ERP-проектов и НСИ и интеграцию. Однако многие заказчики не ассоциировали эти два направления с брендом AXELOT – их удивляло, что мы занимаемся еще чем-то, кроме склада. Второй момент касается различия технологий проектов и продаж. Даже названия должностей в производственном отделе отличаются: в логистике работают консультанты, а в НСИ-интеграции – аналитики, у них совершенно разные функциональные обязанности. Продажи и подготовка персонала также строятся по-разному. Таким образом, направления начали мешать друг другу с точки зрения адаптации к требованиям рынка. Третий момент касается подсознательного желания за счет успехов одного направления скрыть огрехи другого. Нам хотелось сделать так, чтобы каждое направление стало самодостаточным и было бы видно, как оно развивается. Деление на три бизнеса позволяет открыть и для рядовых сотрудников, и для руководящего состава больше карьерных перспектив, что тоже важно.
Разделение бизнеса стало ответом на общие рыночные тенденции или вызвано внутренними процессами в компании?
Скорее внутренними. Мы не единственная компания, которая пошла по этому пути. На рынке существует две основных стратегии развития. Можно выстраивать что-то многопрофильное и единое, а можно строить локальные компании, объединенные под зонтичным брендом, как это сделано, например, в «Национальной компьютерной корпорации». Мы ближе ко второму варианту.
Какие-то преимущества для бизнеса планируется получить от реструктуризации?
Я бизнесмен, и моя задача – чтобы мой бизнес приносил как можно больше прибыли. Могу сказать, что с точки зрения совокупного дохода наш бизнес только вырастет. Рыночная стоимость трех бизнесов будет выше, чем единого. В рамках одного из бизнесов, компании GRADUM, мы уже привлекли стратегического инвестора – компанию «Первый БИТ».
Заказчики хорошо знают компанию AXELOT. А как они воспримут две новые компании?
Некоторые сложности в этом моменте есть. Мы сейчас занимаемся выводом на рынок двух новых брендов параллельно, и в это надо вкладывать дополнительные ресурсы. Но какова альтернатива? Если бы мы остались под одним брендом, то столкнулись бы с еще более серьезной проблемой – нас все воспринимали бы как интегратора в области логистики. Так что это лучший вариант из двух. Наконец, важным моментом является поддержка со стороны компании «Первый БИТ».
Диверсификация произошла именно потому, что бизнес AXELOT увеличивается? С какими результатами вы закончили очередной финансовый год?
Очень успешно, мы даже перевыполнили план. Могу сказать, что все три бизнеса в существенном плюсе, из них в процентном отношении быстрее всех растет направление НСИ и интеграции – более чем на 60%. На втором месте по темпам роста идет логистика, а на третьем — направление ERP. Что касается выработки на одного сотрудника, то и здесь наблюдается заметный рост, хотя и неравномерный, так как в людях за этот год мы выросли существенно меньше, чем в деньгах. Даже если принимать в расчет инфляцию, эффективность работы нашего персонала стала заметно выше во всех трех бизнесах.
Новые компании будут работать уже вне рамок единого холдинга. Почему?
Несмотря на то что у нас три разных бизнеса, обслуживающие структуры – HR, бухгалтерия, юридическая служба, маркетинг и т. д. – едины для всех. Такой подход более эффективен, нежели дублировать эти структуры для каждого бизнеса. Пока генеральным директором во всех трех компаниях являюсь я, но со временем у каждой появится свой руководитель. Более короткая цепочка руководства делает компанию более гибкой, адаптивной и управляемой.
На какую рыночную долю каждой компании вы теперь рассчитываете?
Что касается AXELOT, то ее доля на рынке складской логистики в 2016 году составила 28% (по данным независимого исследования, опубликованного в журнале «Складской комплекс», июнь 2017), в среднесрочной перспективе предполагается нарастить ее до 30-35%, а в долгосрочной – до 50%. В свою очередь, на рынке ERP мы рассчитываем занять 5% в сегменте систем на платформе «1С». Что касается рынка НСИ, то хотелось бы в течение ближайших двух-трех лет войти в тройку ведущих игроков.
И последний вопрос. Как заказчики отнеслись к разделению холдинга и что бы вы хотели им сказать в связи с этим событием?
Большинство заказчиков отнеслось к этому положительно. Я хочу отметить, что все наши изменения – позитивные, а не вынужденные, и направлены, в первую очередь, на более полное удовлетворение потребностей всех наших заказчиков. Мы долго шли к этому шагу и сегодня готовы предоставлять еще более качественный уровень сервиса всем своим партнерам.