О результатах уходящего года рассказывает генеральный директор AXELOT Алексей Тимашов.
CRN/RE: С какими результатами AXELOT заканчивает год?
Алексей Тимашов: Бизнес компании в нашем 2015–2016 ф. г. (закончился 30 сентября) вырос на 18% по сравнению с прошлым годом. Наибольший рост (более 60%) — по направлению «НСИ и интеграция», порадовали и «комплексные проекты», здесь плюс 27%. Транспортная логистика (системы TMS) прибавила 348% (!), но это практически с нуля. По нашему главному направлению «складская логистика» (системы WMS) роста практически не было (4%), но все равно наша доля в этом сегменте рынка стала больше на 1%. Это вполне объяснимо: основная клиентская база WMS-проектов — средний и малый бизнес, который сейчас чувствует себя хуже, чем экономика в целом, конкуренция здесь усиливается, и нашим соперникам сейчас еще сложнее, чем нам. А вот что касается SaaS (Software as a Service) — новой сервисной модели продаж систем WMS и TMS (ее мы предложили клиентам в этом году), то здесь пока не удалось добиться тех результатов, на которые рассчитывали, рынок пока еще к ней не привык. В целом я доволен результатами года, хотя, конечно, могло быть и лучше.
CRN/RE: Что бы вы отметили как наиболее важное и интересное в жизни компании в этом году?
А. Т.: В первую очередь мне хочется обратить внимание на направление «НСИ и интеграция» и наш продукт Datareon ESB (он вышел в конце 2014 г., но именно в 2015–2016 ф. г. мы реализовали много проектов с его применением). Направление развивается очень хорошо, его доля в обороте компании выросла до 13%. Мы сделали важный шаг — выделили самостоятельный отдел продаж НСИ и интеграции. Знаковым для нас стал и официальный выход на рынок решения «AXELOT: TMS Управление транспортом и перевозками» — мы считаем его одним из лучших, если не самым лучшим в своем классе, и клиенты это подтверждают. Отмечу также начало создания партнерского канала по продуктам AXELOT: TMS и Datareon ESB, пока это только первые шаги, но основа уже заложена. Стартовал ряд знаковых для нас проектов по логистическому консалтингу, в т. ч. на заводах ПАО «Компания „Сухой“» и в «Таманьнефтегазе». В целом доля проектов по складской логистике, включающих консалтинг, значительно выросла.
В текущем году мы также увеличили инвестиции в развитие и инновации. Сейчас их доля уже близка к 10% оборота, это много, схожий показатель можно обнаружить и у ведущих западных разработчиков ПО. У нас есть выделенный отдел развития, но новый продукт недостаточно разработать, его надо еще «довести до ума» на пилотных проектах, и они в значительной степени выполняются за наш счет, а не за счет клиента. По мере выхода новых продуктов мы расширяем линейку курсов в нашем Учебном центре. Сейчас в нем представлены различные форматы обучения (технические семинары, обучающие курсы, демо-дни). Кроме того, мы помогаем формированию рынка: продолжаем переводить лучшие зарубежные книги по нашим направлениям и адаптировать их к российским реалиям. Вышло уже пять книг, сейчас готовится к выходу шестая — по мастер-данным.
CRN/RE: Какие из проектов 2016 г. вы считаете наиболее важными?
А. Т.: Больше всего, несколько десятков, было по WMS, из них я бы отметил проекты для розничной сети зоомагазинов «Бетховен», компании ЭФКО (входит в топ-400 крупнейших предприятий России), компании «Тулслогистик» (бренд «Патриот», садовая и уборочная техника), немецкой компании Phoenix Contact (поставщик решений в области электротехники), где мы осуществили интеграцию с вертикальными лифтовыми системами Kardex. По TMS я бы особо выделил проект для компании ITR (дистрибьютор японских шин Yokohama). По тематике «НСИ и интеграция» отмечу проект для «АЭМ-технологии» (дивизиона госкорпорации «Росатом»), где мы интегрировали более 27 различных ИС, и проект для компании «Стройгазмонтаж» (одна из дочек «Газпрома») — здесь мы реализовали механизм автоматического сопоставления различных источников информации и автоматический поиск аналогов среди всех мастер-данных. Из комплексных проектов выделю текущий в «ТГК-14» — там создается комплексная ERP-система: начинали мы с финансов, потом внедряли МТО, сейчас идет ТОиР. Отдельно хочется упомянуть проект в «Трансмашхолдинге» (около 20 заводов) — это автоматизация на платформе «1С» всего документооборота (более 7 тыс. рабочих мест) и в «Полюс Золото», где мы разработали принципиально новую целевую модель управления казначейской функцией для всех филиалов компании.
CRN/RE: С бизнесом понятно, а что с развитием человеческого капитала?
А. Т.: Численность персонала за прошедший год у нас выросла примерно на 10%, а поскольку продали больше на 18%, то значит, мы стали работать эффективнее. Люди — самый важный для нас ресурс, поэтому мы стараемся создать сотрудникам максимально комфортные условия труда.
Кроме того, что мы предлагаем конкурентоспособную зарплату, предоставляем и многое другое. Прежде всего речь идет о возможности непрерывно расти — и профессионально, и иерархически, и горизонтально, перемещаться из одного нашего регионального офиса в другой, переехать в случае желания в Москву или Питер. На ключевых местах мы хотим видеть людей, которые росли вместе с нашей компанией и впитали ее дух. У нас есть сотрудники, пришедшие стажерами и ставшие руководителями направлений, — такие истории для нас не редкость.
Как раз в прошедшем году зародилась очередная корпоративная традиция: когда новый человек приходит в компанию, ему выдают три карандаша, которые он должен вручить тем сотрудникам, которые ему в течение года больше всего помогали. А под Новый год мы подсчитываем, кто набрал больше всего карандашей, и награждаем их.
В компании мы стараемся поддерживать традиционные семейные ценности, я считаю, что рождение детей стимулирует родителей ставить перед собой более амбициозные задачи.
CRN/RE: Каковы ваши планы на 2016–2017 ф. г.?
А. Т.: Мы заложили традиционный для нашей компании рост в 20%. Максимальный рост, более 60%, запланирован по направлению «НСИ и интеграция» и по направлению транспортной логистики. Будем продолжать совершенствовать и внутренние технологии работы. В 2017 г. мы также планируем выпустить совершенно новый продукт — Datareon BPM. В ближайшее время поменяем условия продаж по модели SaaS, и, надеюсь, в следующем году она выстрелит. Мы продолжаем расти, у нас по-прежнему открыто много вакансий во всех регионах. Вообще стараемся быть агрессивными (в хорошем смысле слова) во всех нишах, где работаем.