Ужесточение законодательства в области регулирования алкогольного рынка обусловливает повышение требований, предъявляемых производителями и дистрибьюторами алкогольной продукции к складам, на которых она содержится. В свою очередь, сам алкоголь является весьма специфическим товаром, и его хранение связано с повышенными сложностями и рисками. Поэтому вполне закономерно, что технологические процессы складов алкоголя в последнее время все чаще автоматизируются – это заметно повышает их точность, прозрачность и эффективность.
Во-первых, алкоголь обладает такими параметрами, как дата розлива и срок годности, которые требуют внимания и контроля на каждой стадии складского процесса: в любой момент необходимо знать, какие товары, с какой датой розлива и сроком годности хранятся на складе – и в каком именно месте.
Во-вторых, при складской обработке алкогольной продукции требуется учитывать диапазоны акцизных марок (ФАМ), срок их действия, подлинность и соответствие таре.
В-третьих, склады алкогольной продукции отличаются самым сложным и объемным документооборотом, при котором для каждой партии товара, пришедшей на склад, необходимо передавать покупателю весь комплект документов по цепочке от производителя по каждой операции продажи и без которых его нельзя ни транспортировать, ни продавать.
В-четвертых, отечественный и импортный товар учитывается по-разному: отечественный – по дате розлива на производстве, а импортный – по дате создания грузовой таможенной декларации (ГТД).
Особенностями алкогольной продукции обусловлены и основные проблемы, с которыми сталкиваются ее производители и поставщики при обеспечении хранения и обработки на складе. Каковы они? Первая проблема – это, конечно, потери, связанные с пересортом по датам и с истечением срока годности, а также с пересортом по акцизным маркам. Вторая, являющаяся следствием первой, – путаница с товаром на складе и задержки при выполнении складских операций. Третья – это повышенная сложность проведения инвентаризации, поскольку даты производства и розлива нужно вводить на каждом этапе товародвижения. Зависимость от персонала на таком складе также выше, чем на многих других.
Высокопроизводительная WMS система управления складом – такая, как, например, «1С-Логистика:Управление складом», является эффективным инструментом решения всех вышеперечисленных проблем, и не только их. Она позволяет обеспечить прозрачность учета и контроль размещения товара, в том числе в разрезе дат розлива, сроков годности и диапазона акцизных марок – с точностью до ячейки. Уменьшить потери товара. Обеспечить бесперебойное сопровождение документами. Увеличить пропускную способность склада одновременно с ростом качества и повышением скорости обработки заказов. Оптимизировать использование ресурсов (складских площадей, техники, оборудования). Сократить время проведения всех складских операций и число ошибок при их выполнении. Упростить процесс выписки сопроводительных документов. Повысить производительность работы персонала в среднем на 30%. Качественно снизить зависимость от человеческого фактора – так, например, после автоматизации круглосуточную работу даже крупного склада могут обеспечить всего лишь 3 оператора (один человек в смену).
Система в действии
Рассмотрим, как с помощью «1С:WMS» осуществляются обработка входящего и исходящего потоков товара и его хранение на складе.
Обработка входящего потока сопровождается вводом данных в систему управления складом. Это очень важный этап, от качества выполнения которого зависит точность работы с товаром на всех последующих операциях. Данные о дате розлива могут быть занесены в систему путем ручного ввода в окне терминала или при считывании штрихкода акцизной марки, содержащего данную информацию и расположенного на каждой единице продукции. Зачастую на коробках с товаром указан диапазон акцизных марок, соответствующий выпускаемой партии, который также может быть считан с помощью ТСД и привязан к данной партии. В последнее время данные по акцизной марке наносятся часто в виде 2D штрихкода. Подобный формат также может быть считан с помощью ТСД, имеющего специализированный 2D сканер.
При автоматизации склада всегда выполняется интеграция «1С:WMS» и корпоративной информационной системы (КИС). При обработке входящего потока товаров в КИС формируется документ-инициатор, содержащий план поставки, т. е. информацию о товаре, который ожидается к приходу. При передаче плана поставки из КИС в систему управления складом в последней формируется плановый документ «Ожидаемая приемка». По завершении приемки или по завершении размещения из WMS в КИС отгружается информация о товаре, который фактически был принят на склад.
Однако возможности, предлагаемые информационной системой при работе с входящим товаром, этим не ограничиваются: на этапе приемки можно зарезервировать часть товара под конкретный заказ, распечатать стандартный комплект документов поступления, провести соответствующий план-фактный анализ.
Не менее широкие возможности предлагает «1С:WMS» и на этапе размещения товара. Параметрические настройки системы позволяют начать этот этап как по факту приемки одной паллеты, так и по факту приемки поставки в целом.
WMS предлагает множество стратегий размещения, например, размещение в зону хранения, отбора или в ближний буфер; целыми контейнерами или с раскладыванием в зоне отбора/хранения; размещение по ABC и т. д. Размещая товар, система учитывает маршруты сотрудников склада и осуществляет контроль совместимости товаров из разных партий (с разными датами розлива) в одной ячейке.
При обработке исходящего потока товара, как и при обработке входящего, происходит активный обмен данными между «1С:WMS» и КИС. Из КИС в WMS передается информация о товаре, который планируется к отгрузке. Затем WMS на основании данных заказа подбирает нужный товар и создает задачу на отбор для сотрудников склада. При паллетной отгрузке (в случае оптового заказа) товар сразу может быть перемещен в зону отгрузки и после пересчета по паллетным местам загружен в машину. При штучно-коробочной отгрузке (в случае розничного заказа) система может выполнить дополнительный пересчет товара. По факту завершения задания на отгрузку, т. е. когда товар загружен в машину и она уезжает со склада, в КИС из WMS передается информация о факте отгрузки товара и его характеристиках – диапазоне дат розлива и акцизных марок.
Как уже упоминалось, высокопроизводительная система управления складом позволяет осуществлять контроль акцизных марок на всех участках складской товарообработки. Не является исключением и отгрузка. Например, если клиент заказывает конкретную партию товара, система поможет подобрать нужную продукцию. Если же поступает заказ без указания конкретной партии, WMS подберет товар по FIFO, а кладовщик со своего терминала введет отгружаемый диапазон акцизных марок и дат розлива.
На складе с автоматизированной системой управления задача создания большого объема сопроводительной документации, включая необходимость напечатать сертификаты для каждой партии товара, также решается легко и просто: в этом программном продукте они могут быть на стадии приёмки «привязаны» к конкретной партии, автоматически распечатаны при отгрузке и без задержек переданы клиенту.
Система позволяет организовать и другие складские технологические процессы: подпитку, перемещение, контроль, осуществлять полную или частичную инвентаризацию без остановки работы склада.
А по итогам обработки складских заданий «1С:WMS» позволяет в любое время формировать аналитические отчеты в самых разных разрезах: по единицам хранения, по статусу товара (кондиция, брак, повреждения упаковки), по партиям, по акцизным маркам, сроку годности, дате розлива, номерам поддонов, местам хранения (с детализацией до каждой конкретной ячейки) и по множеству других параметров.
***
Все склады, вне зависимости от типа хранящейся на них продукции, нуждаются в точном и бесперебойном функционировании своих технологических процессов. Склады алкогольной продукции не только не являются исключением – наоборот, для них это, пожалуй, даже более актуально, чем для многих других. И, как показывает практика, внедрение высокопроизводительной WMS на сегодняшний день является наиболее эффективным средством оптимизации их работы.
Практический опыт
«1С-Логистика:Управление складом» уже помогла упорядочить работу многих складов алкогольной продукции. Одним из них стал логистический центр компании «РЕГИОН-63» (Самара).
«В результате автоматизации нам удалось достичь полной гармонизации технологических процессов склада и его функционирования на качественно ином уровне, – говорит директор ЛЦ Олег Сергеев. – Теперь склад работает бесперебойно, обеспечивая своевременную отгрузку всех заказов – порядка 150 тонн товара в день, а в периоды пиковой загрузки – до 300 тонн. Другими важнейшими результатами автоматизации стали обеспечение прозрачности учета и заметное снижение пересорта, а также внедрение сдельной части заработной платы наборщикам, за набранные заказы, что позволило повысить производительность наборщиков на 45% с увеличением персональной заработной платы персонала склада».
Большую роль сыграла «1С-Логистика:Управление складом» и в оптимизации работы складского комплекса компании «Винотерра» (Москва). На первом этапе автоматизация преследовала две цели – повышение скорости и качества проведения инвентаризаций и снижение требований к квалификации работников склада.
Как отмечает технический директор «Винотерры» Александр Микрюков, эти задачи были обусловлены спецификой товара, хранящегося на складах «Винотерры» – импортного алкоголя (в основном виноградного вина) из Франции, Италии, Испании и других стран. Как правило, данная продукция имеет очень широкий ассортимент, товары отличаются длинными и сложными наименованиями. Часто они почти совпадают (например, различается только год), а разброс цен может быть очень большим.
«Если до внедрения WMS пересорт и недостачи измерялись тысячами бутылок, то сейчас они – в пределах нескольких десятков, при общем объеме товара, исчисляемого сотнями тысяч, – рассказывает о результатах автоматизации А. Микрюков. – Легче стал осуществляться контроль остатков товаров. Выборочная инвентаризация проходит ежедневно и практически со стопроцентной точностью. Таким образом, внедрение «1С-Логистика:Управление складом» даже в пределах начального этапа оказалось весьма полезным».
«1С-Логистика:Управление складом» помогла решить и множество других важных задач, добавляет заместитель генерального директора «Винотерры» Юрий Кореневский. Например, ликвидирована зависимость от персонала склада, значительно снижены требования к его квалификации – ведь теперь множество операций за сотрудников осуществляет система. Значительно увеличилось и количество заказов, собираемых за единицу времени. WMS также позволяет оценивать производительность труда складского персонала по объёму собранных заказов.
Инвентаризации (от выбранной ячейки до склада целиком) теперь можно проводить быстро и качественно.
Кроме того, появилась возможность быстро подтверждать или опровергать претензии клиентов, получать точные данные о движении товара в «1С-Логистика:Управление складом» и в КИС, с которой она интегрирована, быстро интегрировать приходы и возвраты товара из одной системы в другую.
«Теперь как у руководства, так и у складских работников есть точная информация об обороте продукции», – говорит Ю. Кореневский.
В планах «Винотерры» по дальнейшей оптимизации работы склада с помощью WMS – внедрение технологии штрихкодирования и работа с терминалами сбора данных.