В рамках интересного и масштабного проекта удалось реализовать надежное комплексное управление процессами логистического центра, который обслуживает российский завод по производству автомобилей HAVAL.
HAVAL — автомобильный бренд компании Great Wall Motor, специализирующийся на производстве кроссоверов и внедорожников. Российский завод HAVAL, который был открыт в июне 2019 года, стал первым зарубежным производственным предприятиям полного цикла компании. Производственный комплекс площадью 216 гектаров расположен на территории Индустриального парка «Узловая» Тульской области. Он спроектирован с учетом современных инженерных решений в области охраны окружающей среды, энергосбережения и безопасности. Производственная мощность завода составляет 80 000 автомобилей в год.
Для управления товаропотоками и обеспечения производства всем необходимым при заводе был построен собственный логистический центр, который включает в себя склад площадью 21 730 кв. м и контейнерную площадку, которая в сутки обрабатывает порядка 150-200 контейнеров. Логистический центр, как и сам завод, создавался «с нуля», и первоочередной задачей после строительства стала автоматизация его процессов.
Несмотря на то, что первичный запрос был только на внедрение WMS, которая должна была управлять работой и склада, и контейнерной площадки, специалисты AXELOT, проанализировав процессы логистического центра, пришли к выводу, что внедрение специализированной системы управления контейнерным терминалом в дополнение к WMS позволит автоматизировать управление контейнерной площадкой максимально быстро и с минимумом доработок. Совместно с заказчиком было принято решение внедрить «цифровой дуэт» систем — AXELOT WMS X5 для склада и AXELOT TOS для управления контейнерным терминалом.
Компания «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» стремилась построить процессы логистики по принципам, близким к процессам на основном заводе Great Wall Motor в Китае – когда управление бизнес-процессами отдано в руки человеку, а система является лишь исполнителем.
Уже в процессе работы над постановкой задачи пришло понимание, что далеко не все бизнес-процессы удастся реализовать в желаемом виде и они приведут к необходимому результату. Задачей проектной команды стало объединение китайского опыта, точки зрения локальных менеджеров заказчика, опыта компании AXELOT и стандартной функциональности систем AXELOT WMS X5 и AXELOT TOS.
Симбиоз российско-китайского опыта стал залогом успеха: было найдено оптимальное решение, которое выполняет свои функции, учитывает потребности компании и существующие реалии. Итоговой стала концепция, когда система сама планирует и управляет процессами, но у сотрудника есть возможность в любой момент вмешаться в процесс и внести необходимые корректировки.
Для возможности интеграции иностранных сотрудников, которые также работают на заводе HAVAL, были успешно решены вопросы, связанные с языком интерфейсов систем, справочниками номенклатуры, документацией и ежедневным общением. Так, управление проектом подразумевало не только ежедневное общение на английском языке, но и подготовку проектной документации и документов по управлению проектом на двух языках: русском и английском.
В TOS автоматизирован полный цикл контейнерной обработки от поступления до отгрузки пустых контейнеров. Перед прибытием контейнеров на российский завод HAVAL от китайского завода поступает excel-файл, в котором указаны номера контейнеров, наименование и количество запчастей в них. Этот файл загружается в TOS, и на его основании создается плановое поступление.
По факту прибытия контейнера, руководствуясь настроенным алгоритмом, TOS создает задачу для водителя ричстакера на перемещение контейнера в сток. Все задачи водитель ричстакера видит на экране планшета, установленного в кабине, на котором развернуто мобильное рабочее место TOS.
В WMS реализована обработка трех видов входящего потока: поставка из контейнерного терминала, поставка от локальных поставщиков, возвраты из производства. Реализованы они следующим образом:
- Поступления из контейнерного терминала проходят по схеме доверительной приемки посредством сканирования структурного штрихкода, нанесенного на запчасти, содержащего дополнительную информацию о партии, дате производства, модели автомобиля и прочие данные.
- Поступления от локальных поставщиков проводятся по схеме приемки с пересчетом со сканирование штрихкода запчасти.
Запчасти на хранение размещаются в соответствии с привязкой товарной группы к определенным зонам и ячейкам склада.
При планировании отгрузки запчастей на производство WMS учитывает ранее поставленное количество запчастей. Так как отгрузка на производство осуществляется квантами, равными коробу, а MES (система управления производственными процессами) не знает остатков ни на производстве, ни на складе, то именно WMS контролирует объем поставки на производство. Для этого в WMS создан механизм по учету уже поставленного количества запчастей на производство, который «вычитает» из ранее поставленного количества запчастей количество запчастей к отгрузке, полученное от MES. При достижении нулевого значения счётчика на производство отгружается квант, равный коробу.
Интересна реализация взаимодействия TOS-WMS на уровне товарных остатков в контейнерах, которые находятся в стоке.
Это сквозной бизнес-процесс, который позволяет осуществлять отгрузку на производство прямо с контейнерной площадки оперативно и без пауз. Когда поступает новый контейнер, WMS заранее знает про его состав. В сток контейнеры помещаются в соответствии с товарными группами. На склад из стока отгрузка происходит по заявке из WMS, причем, в этом случае возможна частичная растарка контейнера. С точки зрения WMS остатки контейнерного терминала трактуются как ячейки хранения определенного типа, а операция отгрузки – как обычная доверительная приемка из ячейки хранения.
Возможность тесного взаимодействия систем между собой во многом обусловлена тем, что оба решения разработаны на базе логистической платформы AXELOT X, которая имеет механизмы для обеспечения взаимодействия всех компонентов платформы между собой в реальном времени. Но важную роль играло также создание масштабного интеграционного контура.
В целом особенностью проекта была реализация многоступенчатого информационного обмена с КИС между несколькими используемыми компанией системами. Уровень значимости задачи был такой, что она была выделена в отдельный этап проекта. В интеграционный контур вошли ERP, MRP (для управления планированием потребности в материалах), MES, TOS, WMS, а реализовать сложную интеграцию позволила шина данных DATAREON ESB.
По итогам проекта все процессы логистического центра при заводе HAVAL находятся под управлением решений AXELOT WMS X5 и AXELOT TOS. Каждая система отвечает за свой функциональный блок и, в то же время, решения находятся в тесной связке как друг с другом, так и с другими корпоративными системами, что гарантирует прозрачность процессов, полноту и актуальность информации, а также удобство управления логистикой как ключевым звеном в бизнес-процессах компании.