По традиции фирма «1С» на своем ежегодном декабрьском «Дне бухгалтерии» дает отчет о работе за год. Имея в виду «системное» положение компании на российском ИТ-рынке, эти сведения являются первыми ориентирами, позволяющими судить об итогах уходящего года в отечественной ИТ-отрасли в целом.
Рассказывая о достижениях «1С», ее бессменный директор Борис Нуралиев с удовлетворением констатировал, что в рейтинге Forbes 200 крупнейших непубличных компаний России «1С» co 174 места в 2009 г. поднялась на 124-е в 2010-м, увеличив объем продаж (по данным Forbes) с 16,2 до 18,5 млрд. руб. За три недели до окончания 2011-го «1С» прогнозирует рост своих доходов в нынешнем году в долларовом исчислении на 34%. По сравнению с докризисным 2007 годом суммарный доход в 2011-м вырос почти на 70%.
Хотя в объемном выражении поставки экономического программного обеспечения занимают лишь около 20% от общего дохода всей группы «1С», именно это направление (вместе с партнерским сообществом) на рынке воспринимается как основа всего ее бизнеса. Кризис, правда, и тут привел к заметным потерям в объема, и все же компания преодолела этот сложный период весьма успешно и в целом укрепила свои позиции на рынке ERP. Это подтверждают, в частности данные IDC по рынку интегрированных систем управления предприятием: по итогам 2010го «1С» заняла 28%, увеличив за год свою долю на 5,7 пункта.
Ожидается, что в 2011 г. объем продаж «1С:Предприятия» существенно превзойдет докризисный уровень, а по сравнению с 2010-м рост составит около 25 %. Важным итогом уходящего года стало то, что как раз сейчас фактически полностью завершилась многолетняя замена версии 7.7 на 8.0. как «1С» и обещала в 2002-м (выпуск предварительной версии 8.0), замена шла исключительно эволюционным путем, по мере естественного снижения рыночного спроса на предыдущий вариант системы. Фирма продолжает свое продвижение на корпоративный ERP-рынок: об этом наглядно свидетельствует статистика зарегистрированных на сайте «1С:Предприятия» партнерских отчетов о выполненных проектах.
Принципиальной тенденцией развития бизнеса «1С:Предприятия» является устойчивое повышение значимости сервисных моделей работы с клиентами, в том числе заметный интерес к арендным схемам поставок и SaaS. Так, даже в кризис наблюдался стабильный рост доходов от регулярного информационно-технологического сопровождения (maintenance) «1С:Предприятия»: в 2009 г. — 10,1% (в долларовом выражении), в 2010 – 40,7%, в 2011 – 63,1%. По мнению Бориса Нуралиева, это говорит о готовности клиентов платить за поддержку средств автоматизации и информационную поддержку и, что, возможно, еще важнее, — об их готовности к работе по схемам абонентной платы.
Андрей Колесов, PC week, 20/12/2011