С 7 по 9 июня в Москве прошел форум по логистике для компаний из сферы электронной коммерции — LOGFORUM 2021. E-commerce, где компания AXELOT стала одним из спикеров.
Директор по развитию бизнеса AXELOT Артем Долгих выступил на конференции, прошедшей в рамках форума 8 июня. В своем докладе он рассказал, как организовать логистику последней мили с помощью расширенного функционала TMS на примере AXELOT TMS и опыта реализованных проектов.
«Логистика последней мили» или же этап доставки товара от продавца до покупателя имеет огромное значение для сферы электронной коммерции. Особенно ярко это стало заметно на фоне мировой пандемии, когда количество онлайн-покупок стало расти огромными темпами, и компаниям пришлось приспосабливать свою логистику к новым условиям. Как же TMS-система поможет сделать так, чтобы клиент остался максимально доволен сервисом, а продавец – получил прибыль и понес минимальные затраты?
В первую очередь, как подчеркнул Артем Долгих, важна комплексность подхода. Когда TMS-система позволяет управлять собственным парком транспортных средств и процессами перевозок, контролировать работу водителей, отслеживать транспорт и получать калькуляцию затрат и полную аналитическую отчетность, тогда переход компании к логистике e-commerce пройдет гораздо проще.
Первый этап взаимодействия с клиентом, когда в дело вступает TMS-система, это расчет стоимости и сроков доставки. AXELOT TMS не только позволяет предоставить клиенту эти данные в личном кабинете, но и помогает выбрать удобное окно доставки, а также сообщить о любых изменениях в условиях и стоимости.
Следующий этап, о котором рассказал спикер, касается «внутренней кухни», а именно речь шла про консолидацию расходов по каждому плечу перевозки. На основании этих данных формируется предварительная стоимость доставки, и AXELOT TMS помогает собрать всю необходимую информацию и распределить затраты на основе фактических данных и статистики.
Доставка в постаматы, как отметил Артем Долгих, это не только популярный и удобный формат получения заказов, но и интересная задача, решая которую, необходимо обеспечивать приемлемый уровень утилизации транспортных средств для циклических рейсов – TMS-система проконтролирует процент загрузки транспорта перед отправкой, создаст оптимальный маршрут и график развоза. В то же время, при необходимости в маршрут легко включить и «случайную» доставку непосредственно конкретному клиенту.
В общем случае e-com ставит перед системами, ответственными за планирование, как раз задачу динамической маршрутизации доставки множеству таких «случайных» клиентов. Артем рассказал о продукте AXELOT SCAP – сервисе планирования маршрутов, использующем большое количество различных параметров и ограничений, в том числе: весогабаритные характеристики грузов, временные окна доставки, совместимость грузов между собой, доступность транспортных средств, состояние дорожных сетей, данные о прогнозе пробок и грузовом каркасе. Эта система вкупе с AXELOT TMS поможет в минимальные сроки построить маршруты для доставки большого количества заказов.
Ключевой в организации «последней мили» является возможность онлайн-взаимодействия с водителем в процессе выполнения доставки, чтобы вовремя информировать клиента и полностью контролировать этап доставки. Для этого в AXELOT TMS используется Android-клиент, разработанный на AXELOT Mobile Platform.
Ну и последнее, о чем рассказал спикер – это взаимодействие с клиентами через клиентский портал, где содержится вся информация о процессе доставки. Как подчеркнул Артем Долгих, AXELOT TMS – это клиентоцентричная система. Комплексный подход в архитектуре TMS позволяет сделать работу компании прозрачной для клиента, а прогнозы – максимально соответствующими фактам.