«Частные сыроварни «Сыробогатов» — признанный лидер на рынке сыров Уральского региона. Продукция компании известна далеко за пределами Урала, она пользуется спросом во многих городах России и странах бывшего СНГ. На протяжении нескольких лет ГК «Сыробогатов» модернизирует свою логистику в сотрудничестве с AXELOT – это и проекты по логистическому консалтингу, и внедрение программных решений для автоматизации управления складом и транспортом.
О том, как компания пришла к решению о необходимости развивать складское хозяйство, какой путь проделала ради достижения успешных результатов и как смогла автоматизировать склад с устаревшей ИТ-инфраструктурой без больших расходов на ее замену, рассказывает Алексей Газизов, директор по инновациям и развитию ГК «Сыробогатов».
— Алексей, добрый день, спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Очевидно, что вы сторонник системного подхода в автоматизации логистики. Можете рассказать подробнее, по какому плану все происходило в ГК «Сыробогатов»?
В начале стоит рассказать чуть-чуть о нас. Компания «Сыробогатов» 25 лет на рынке. Начинала компания с дистрибуции, и мы так и остались крупнейшим дистрибьютором на Урале. Продажи идут по трем направлениям: дистрибуция, федеральные сети и мы также развозим до сел, до частных магазинчиков. Мы большие и, хоть это и заезженная фраза, очень бурно растем. И испытываем все стандартные «болезни роста»: скорость изменения каких-то процессов значительно превышает скорость изменения других, а внешняя среда предъявляет требования, к которым готова лишь часть подразделений компании. Год назад, когда я пришел в компанию, в фокус попала именно логистика.
Мы запустили логистический аудит — в сжатые сроки надо было взглянуть на систему сверху, углубившись лишь в конкретные узкие места, решение по которым можно принять в оперативном режиме. Это те области, сценарии развития которых маловариативны, либо варианты несравнимы по, например, размерам инвестиций, в которые они обойдутся. Этот план сработал – по результатам двухнедельного проекта мы получили целый комплекс улучшений, которые сразу взяли в работу. Параллельно стояла задача решить вопрос обеспечения складским хозяйством производства в Орле. Там у нас есть завод, который кратно растет: изначально он перерабатывал 300 тонн молока в сутки, а сейчас идет его технологическое перевооружение до 1000 тонн молока в сутки. И нам очень нужен хороший склад при производстве. И решение по этому вопросу уже невозможно принять, не изучив товаропотоки, не поняв, к чему при текущей динамике мы придем через 3-5 лет, и как должна будет выглядеть логистическая инфраструктура компании с комплексной точки зрения – сколько и чего, на каких территориях и в каких регионах, необходимые площади, их наполнение и обслуживающие все это транспортные и информационные мощности.
На первом этапе – в рамках логистического аудита — мы получили то, что я называю информационной подпиткой нескольких параллельно запущенных проектов. Аудит транспорта подпитывал принятие решений по организации прилегающей территории и подходам в планировании рейсов, аудит складов подпитывал и текущие изменения, и концепции, обсуждаемые в рамках технологического проектирования. Общие выводы обязательно учитываются при формировании дорожной карты по построению обновленного ИТ-ландшафта.
— Сам аудит для вас оказался ценен только по факту определения точек роста?
Точек роста, увязанных в единую концепцию. По итогам аудита мы получили бизнес-документ, который сейчас регулярно используется на совещаниях, когда мы говорим о том, куда нам расти, во что лучше вложиться. А вот у нас будет расти товаропоток, а какие склады нужны? А давайте посмотрим, потому что нам все это посчитали.
— Технологическое проектирование вы, тем не менее, делаете полномасштабное?
Да, это полноценный физический склад на нашей земле, на нашей территории при заводе, собственно говоря, завод только разрастается. Технологическое проектирование склада идет с учетом роста этого завода и его технологического перевооружения под большие мощности, под новые переделы.
— Расскажите, на что вы ориентировались, по каким критериям выбрали концепцию развития склада?
Смотрите, по сути, что такое сыроваренный завод? Когда я пришел на производство и увидел стеллажи, короба, палеты, я сказал, что по всем параметрам это же уже склад. Нет! Это еще кусочек производственного цикла — камера созревания. Здесь сыр лежит, зреет, причем, что-то зреет быстро, что-то зреет долго, допустим, твердые сыры, такие как пармезан, у нас по 6-12 месяцев зреют. Это кусочек производственной цепи, но при этом уже склад. Планируя склад готовой продукции, мы в том числе постоянно учитываем, а как у нас разрастется камера созревания, что мы будем с нее грузить. Это как раз одна из вводных, которая влияет на выбор проекта будущего склада при заводе. Но это с одной стороны – с другой, мы отсюда же будем забирать готовую продукцию палетами, раскладывать ее по ячейкам, а потом отбирать и отгружать полными палетами, полными коробами для среднетоннажной отгрузки, и штуками для зоны Орла и прилегающей области.
— По сути вы, проектируя этот новый склад, хотели не только посмотреть на то, что есть сейчас, но и предсказать, как изменится структура спроса?
Конечно, и структура спроса, и динамика нашего роста, и стратегия нашего присутствия на рынке — потому что штучный отбор пока у нас осуществляется только на складе при заводе в Свердловской области. Часть товара мы отдаем на дистрибуцию, и дальше дистрибуторы все равно отгружают нашу продукцию в том числе и штуками. Поэтому, имея сбалансированный склад, имея на нем, например, зону мезонина, мы сможем это звено между нами и потребителем убрать и делать штучные отгрузки самостоятельно.
— В процессе технологического проектирования вы параллельно начали проект автоматизации склада. Расскажите, почему не дождались, когда появится новый склад, а стали автоматизировать что-то, что уже работает?
Смотрите, проектируем мы склад в Орле, а автоматизируем склад в Свердловской области. Почему не стали ждать? Я в самом начале сказал, мы слишком бурно растем, наши текущие склады трещали по швам. В прошлый Новый год мы переехали на «тысячник», и его мощности за 2-3 месяца мы полностью «съели». Сейчас мы в «трехтысячнике», и я считаю, что он тоже уже под завязку. В среднем, в товарообороте компания растет по 20-25% в год последние 5 лет, а в деньгах еще больше. К моменту, когда склад достроится, у нас уже должно быть полностью готовое и проверенное решение.
— Ваш проект автоматизации, насколько я знаю, необычный. Расскажите о нем, пожалуйста.
Первая особенность была в том, что начали писать техническое задание тогда, когда даже склада в Сысерти готового еще не было, он был в процессе стройки. Еще не было даже стен, а мы уже зашли в автоматизацию. Было понимание общих габаритов, внутренних вопросов: что грузим, кому грузим, как учитываем. Дальше мы вместе с консультантами стали рисовать расположение стеллажей, раза 3-4 переделывали зону комплектации, нарисовали зону сбора заказов, привязки к воротам и т.д. Сложность проекта в том, что в срок окончания договора был вписан срок старта работы склада, указанный арендодателем. После начались «пляски»: подрядчики-автоматизаторы успевают, арендодатель не успевает там что-то. В итоге зашли с автоматизацией только на половину склада, вторую еще дооборудовали стеллажами, запускали охлаждение и т.д. Но сейчас это полноценно работающий склад, в сентябре мы устроили большую экскурсию для топ-менеджмента компании, включая собственника, показали и рассказали, как склад функционирует, как храним, как собираем, как проверяем, как отгружаем, как увеличились экономические показатели, что мы получили, что изменилось.
— И что же конкретно изменилось?
Была такая анекдотичная история. Причем, это был уже последний довод, что система работает, потому что собственник не верил, так как люди, которые не хотели перемен, продолжали говорить, что ничего не работает. И мы, как последний аргумент, сказали: «Да вон, у вас начальник склада ушел в отпуск, а склад продолжает работать! Он пять лет в отпуск не ходил и единственный знал, что где и за каким углом лежит, а тут ушел в отпуск и две недели нормально отдохнул». Такой шуточный, но непробиваемый аргумент.
Если серьезно говорить, то все работает, все стало прозрачным, на складе внедрено полноценное адресное хранение. Отслеживается остаточный срок годности, который всегда был нашей проблемой. Тот, кто занимается «пищевкой», особенно «фрешем», поймет. Сети заказывают ОСГ не меньше 80%, а у нас доставка идет в том числе в дальние регионы, из Свердловска грузим в Хабаровск и дальше, и нужно, чтобы к дате приезда ОСГ был 90%. Сейчас при подборе партий к отбору учитывается даже это, и риск получить случайные неликвиды практически исключен.
Еще один из плюсов, про который хочу рассказать. Придя в компанию, я столкнулся с очень сильно устаревшей ИТ-инфраструктурой, а любая автоматизация, любое внедрение, не только WMS, тот же документооборот, — это плюс десятки миллионов на модернизацию ЦОДа. Просто обновить сервера, коммутаторы, резервные каналы связи подвести и т.д. И как только пришла новость, что можно взять AXELOT WMS X5 из «облака», я сел и посчитал, во что мне обойдется модель использования AXELOT On-Premise и сравнил с моделью AXELOT Cloud. Получилось, что в семилетнем горизонте жизненного цикла продукта решение по модели Cloud выгодней почти в два раза! Поэтому выбор был сделан в пользу «облака», и уже несколько раз случалось, что основной, условно, «дата центр» простаивал, а склад работал, никаких проблем — WMS доступна, отгрузки идут.
И как маленький бонус, лицензии AXELOT Cloud мне обошлись в половину цены, потому что для малого и среднего бизнеса есть возможность субсидирования от государства от РФРИТа.
В остальном результаты автоматизации стандартные, здесь я буду банален, скорей всего, они точно такие же, как и у всех остальных, кто проходил проект автоматизации. Если говорить про цифры, то вот ключевые метрики: за два месяца удельная стоимость складской обработки товара упала на 19%, скорость подбора выросла на 20% и, соответственно, в среднем простои машин на погрузке упали с 8 часов до 1 часа. Эти цифры не консультанты написали, и даже не я, эти подсчеты делал директор по логистике. Он очень рад, говорит, что WMS, после того, как вся боль внедрения прошла, показывает классные результаты, и нам есть чем гордиться.
Новые сотрудники адаптируются быстрей, раньше, я знаю, их гоняли 2 недели, сейчас 3 дня – и готов полноценный работник. Комплексно решена задача обмена данными между системами – в контур включена WMS, КИС и TMS. В ходе проекта мы отлично поработали над нормализацией НСИ, а в процессе запуска и после смогли выстроить собственные линии поддержки, позволяющие закрывать значительную часть задач. И хочу обратить внимание, что на сложность именно этих задач и упростится запуск WMS на том складе, который сейчас только придумывается в рамках проекта по технологическому проектированию.
Безусловно, нам есть еще куда развиваться, сейчас, например, проговариваем с консультантами отображение заработной платы на ТСД, чтобы сотрудник мог посмотреть, а сколько он заработал. По сути, это инструмент управления персоналом, показать ему его мотивацию наглядно. Плюс, дашборды на экранах: чья смена лучше, а кто в смене лучше и т.д. Это, кстати, очень важно, и делает систему расчета заработной платы не только прозрачной, но и действительно мотивирующей.
— Вы упомянули про AXELOT TMS — вы застали уже систему запущенной, что в ней сделано, как она работает?
Система работает, базовые вещи в ней работают; все то, что было заявлено, на момент сдачи проекта работало. Но после внедрения компания «Сыробогатов» решила своими силами развивать и сопровождать систему, и за 3 года самостоятельной доработки и попыток обновления мы «убили» ее. Во время аудита нам подсветили места, где и что мы сломали. Сейчас уже принято решение о перевнедрении AXELOT TMS. На этот раз развитие и сопровождение системы мы доверим профессионалам. Как заказчики, мы не должны обладать штатом методолгов и архитекторов, чтобы заниматься разработкой продукта. Мы покупаем готовое решение, которое нам дальше приносит бенефиты через повышение точности планирования рейсов, через большую загрузку автотранспорта, через отслеживание маршрута доставки, через отслеживание возвратов онлайн, чтобы операторы видели их и могли моментально перепланировать. Система классная, надо просто ее перевнедрить и использовать по назначению.