-Как идут процессы цифровой трансформации в транспортной отрасли? Где они идут наиболее успешно, а где сталкиваются с препятствиями — объективными и субъективными?
Процессы цифровой трансформации в транспортной отрасли идут, в целом, не меньшими темпами, чем происходит изменения в этой самой отрасли. Транспортная логистика и до пандемии усложнялась с опережением рынка, а пандемия и вовсе вызвала кратной увеличения сложных задач на самом критичном участке «последней мили».. Конечно, всему этому требуется автоматизация. Планирование перевозок, составление маршрутов, распределение ресурсов и затрат – без автоматизации этими процессами управлять нереально. Причем, важно использование серьезных математических моделей, которые позволят получать точные решения на основе всесторонней аналитики.
-Искусственный интеллект, Интернет вещей, Большие данные и другие новейшие технологии — насколько успешно они применяются сегодня в транспортной логистике? Можно ли уже говорить, что они становятся мейнстримом?
Если вы хотите получать близкие к идеалу результаты планирования в транспортной логистике, вам не обойтись без больших данных. И многие компании в этом, естественно, заинтересованы, так что да, мейнстримом это назвать можно. Другой вопрос, что обеспечить сбор такого огромного массива данных достаточно сложно.
Отдельно взятой компании это сделать для своих нужд нереально. Благо, сейчас на рынке есть глобальные игроки, которые обладают достаточной инфраструктурой для сбора этих данных, и которые предоставляют свои сервисы другим пользователям. Например, не так давно AXELOT начал сотрудничество с HERE Technologies, чья комплексная геолокационная платформа объединяет фрагментированные данные из разрозненных источников в единую среду, на основе которой, в том числе, разрабатываются сервисы для транспортных средств. Оперативная, полная и точная информация – это то, что нужно пользователю, и он может это получить.
-Коронавирус свел к минимуму международные грузоперевозки и переключил их вглубь страны. Как в связи с этим меняются бизнес-процессы транспортных компаний? Как ИТ могут в этом помочь?
Существенного перераспределения как такового не произошло – просто и на внутренних, и на международных перевозках стали появляться неизвестные ранее факторы и ограничения. И сразу на первый план вышли задачи поддержания интенсивности перевозок, оптимального построения маршрутов, соблюдения оперативности доставки и качества клиентского сервиса. Без специализированных решений класса TMS это сделать непросто.
Максимально заметно эти изменения отразились на отдельных отраслях и услугах. Например, возник очень большой спрос на медицинскую холодовую цепь. Ситуация с пандемией вывела на первый план вопросы автоматизации, оптимизации и ускорения процесса перевозок в сфере медицины и клинических исследований. У компании AXELOT был такой опыт – к нам обратилась компания из сферы снабжения и логистики клинических исследований, которая решила внедрить систему AXELOT TMS.
Объемы перевозок в отрасли из-за пандемии существенно возросли, уже используемые заказчиком системы не справлялись, не могли обеспечить полноценный контроль работы водителей и осуществлять финансовый контроль при работе со сторонними перевозчиками.
В рамках того проекта нам удалось автоматизировать сложные схемы перевозок, в том числе мультимодальные, осуществляемые с использованием специализированного оборудования и его возвратом в рамках одной заявки и цепи поставок. Был реализован строгий контроль работы водителей, а также ведется четкая тарификация плановых и учет фактических доходов. Времени на выполнение операций стало требоваться меньше, но точность при этом возросла.
-Логистика, как складская, так и транспортная — одна из самых роботизированных отраслей. Пусть не в плане практического применения (еще далеко не везде применяются роботы), но в плане готовых кейсов и сценариев. Как процесс роботизации развивается последние годы, на ваш взгляд?
В первую очередь, конечно, развиваются сами технологии. Обработка данных становится все быстрее, комплектующие и расходники – дешевле и доступнее, повышаются возможности мобильных устройств. Опять же, обмен опытом внедрения роботизированных решений происходит гораздо быстрее благодаря глобализации рынков. Из этого следует, что для производителей, поставщиков и внедренцев подобного рода оборудования открываются хорошие перспективы, а бизнес получает те решения, в которых заинтересован.
Компании стремятся повышать производительность работы, но оптимизацию бизнес-процессов бесконечно проводить не получится, а найм дополнительного персонала влечет за собой дополнительные траты на ФОТ. Поэтому компании все чаще предпочитают инвестировать в технологии и автоматизацию.
Сами проекты становятся сложнее, во взаимоотношениях «заказчик-внедренец» все чаще появляется третья сторона – поставщик оборудования, чаще всего иностранный. В итоге, системы автоматизации приходится адаптировать под работу с роботизированным оборудованием, а заказчик оказывается в непростой ситуации, когда приходится выстраивать взаимоотношения с иностранным поставщиком, чье ПО зачастую плохо адаптируется, а процесс общения сильно затянут.
Впрочем, мы, как разработчики и внедренцы ПО для автоматизации управления логистикой, со своей стороны уже делаем уверенные шаги в сторону работу с роботизированным оборудованием. Например, наш продукт LOGAREON WMS (ранее AXELOT WMS E5) имеет выраженную направленность на складские хозяйства, имеющие высокую степень роботизации процессов и интенсивности операций. При этом продукт также поддерживает и «ручные» процессы, выполняемые с участием людей. Процесс разработки выполняется при поддержке Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ), что подчеркивает заинтересованность государства в подобного рода программных решениях.
-Какие технологии складской логистики продемонстрировали свою наибольшую перспективность: математическое моделирование при оцифровке топологии и активов склада, роботизация операций, мониторинг перемещения грузов и персонала, другие технологии? Какие ИТ-решения и проекты сегодня чаще всего востребованы транспортными и складскими компаниями?
Для полноценного анализа востребованности тех или иных технологий и решений у нас мало глобальных данных. Уровень роботизации все еще невысок, рынок только начинает развиваться. Надо подождать несколько лет, чтобы дать полноценную оценку тенденций рынка. На данный момент можно лишь сказать, что все вышеперечисленное востребовано в той или иной мере, вопрос в имеющихся задачах, отсюда и будет проистекать выбор инструментов для их решения.
Если обобщить, то компаниям интересны любые технологии, которые делают процессы прозрачнее. Руководство компаний заинтересовано в том, чтобы иметь наглядное представление, как работают те или иные процессы, какие есть узкие места и точки развития, что можно оптимизировать.
Если сравнивать с периодом, который был лет 20 назад, то сейчас складами класса А, с развитыми коммуникациями, современными стеллажами и складской техникой уже никого не удивить, а раньше это было чем-то запредельным для большинства компаний. И сейчас, несмотря на то, что таких складов стало очень много, бизнесу этого уже недостаточно. В такой ситуации многие компании предпочитают инвестировать не только в помещение и оборудование, но и в автоматизацию и роботизацию.