Как и многие другие торговые компании, «Рекорд» начинала свою деятельность с открытия отдельных магазинов в 1999 году. Сегодня это крупная торговая компания с широчайшим ассортиментом товаров для новорожденных и детей дошкольного возраста. Компания реализует детские товары торговых марок «Лидер Кидс», «Дочки&Сыночки», «Игруша», «Ням-Ням» и др. и является эксклюзивным дистрибьютором ряда компаний из России, Таиланда. Кореи, Франции, Италии, Польши, Турции, Тайваня и Китая. Множество наименований детской продукции реализуется через сеть партнеров. Ассортимент продукции изменяется в зависимости от потребностей рынка, сезонности и тенденций моды. До 2009 года компания имела пять складских комплексов: один крупный и четыре мелких. В 2009 году руководство компании приняло решение о слиянии нескольких складов — создавался один большой распределительный центр (высотой в три этажа) в городе Люберцы Московской области. Отчасти эти преобразования стали следствием кризиса, но в целом это было решение, позволяющее более эффективно оказывать услуги сторонним предпринимателям.
КОМПЛЕКСНОЕ РЕШЕНИЕ
Переезд складов на новые площади стал одной из предпосылок внедрения специализированной WMS-системы для управления интенсивным товародвижением: на 24 тыс. кв. м. склада сегодня хранится 450 тыс. позиций товаров (из них только до 25 тыс. позиций хранятся одновременно), ежедневно обслуживается до 350 заказов, в каждом из которых — до 180 позиций товара. К моменту принятия решения о переезде вопрос о выборе системы был решен — предполагалось внедрить WMS-систему на базе продуктов компании Oracle. Кроме того, руководство компании считало, что нельзя останавливаться только на складском модуле — хотелось нарастить модуль WMS до полноценной ERP-системы на базе Oracle. Но из-за бюджетных ограничений и жестких сроков было принято непростое решение заморозить проект. Однако задачу никто не отменял — необходимо было переезжать на новый склад, где процессы приемки и размещения уже должны быть автоматизированы. Установленная на старом складе система на базе «1С:Управление торговлей» не поддерживала адресного хранения. «Раньше территория склада была существенно меньше, персонал работал уже давно, люди знали и без системы, где какой товар находится. При переезде на большую площадь с пропорциональным ростом персонала ожидались проблемы с подбором товара. Кроме того, на новом складе зонирование стало совершенно иным. Остро встал вопрос о выборе системы, поддерживающей адресное хранение», — рассказывает Игорь Кочеров. директор департамента ИТ компании «Рекорд». Так как сроки были ограничены, а все бизнес-приложения компании построены на продуктах «1С», был принят вариант внедрения совместного решения фирмы «1С» и компании AXELOT «1С-Логистика:Управление складом 3.0» с использованием в качестве сервера баз данных MS SQLServer. Экспресс-обследование показало, что эта система удовлетворяет основным требованиям и может быть установлена в отведенные сроки, а стоимость ее внедрения не выходит за рамки бюджета и существует возможность ее самостоятельной поддержки в дальнейшем.
К началу переезда в ноябре 2009 года был готов к использованию базовый функционал без доработок. Специалисты AXELOT на первом этапе произвели параметрическую настройку WMS для автоматизации операций приемки и размещения. На втором этапе были внедрены операции перемещения, отбора, пополнения активной зоны хранения и отгрузки. Все доработки, учитывавшие специфику компании, велись позднее. На вывоз оставшегося товара и его размещение ушло около 10 дней. В это время были перевезены основные вычислительные мощности и запущен полноценный процесс. Некоторое время подразделения компании работали на разных территориях одновременно, но реализованный удаленный доступ (в старую торговую систему с нового склада и в новую WMS-систему со старого склада) нивелировал географический разброс. Отдельно стоит отметить реализацию функционала зоны Cash&Carry, предназначенной для самостоятельного отбора товара мелкооптовыми клиентами. Поскольку отбор товара здесь не «привязан» к адресам ячеек хранения, в WMS реализована операция отбора без указания фактической ячейки. Ввиду того что один товар может находиться в нескольких ячейках, система не знает, откуда именно был отобран клиентом товар, и списывает его, согласно приоритизации, из ячейки с высшим рейтингом, который устанавливается администраторами WMS. Зонированием и настройкой ячеек занимаются сотрудники департамента логистики. «У нас реализован и дополнительный функционал, которого нет в базовой поставке, — так называемый монитор клиентов, где они могут наблюдать текущий статус заказа», — рассказывает Кочеров. В дальнейшем была развернута сеть Wi-Fi, но от бумажных технологий полностью не отказались. Для выполнения складских операций сегодня используются 94 радиотерминала сбора данных Motorola. Автоматизированы 60 стационарных рабочих мест для операторов склада, администраторов WMS, аналитиков и руководства. Отдельно для стеллажного склада и для зоны Cash&Carry совместно с компанией AXELOT были разработаны карты бизнес-процессов, которые размещены на рабочих местах как в бумажном, так и в электронном виде. Наличие таких карт существенно облегчает работу и, поскольку часть персонала достаточно часто меняется, позволяет тратить меньше времени на обучение.
В ходе реализации проекта собственными силами была разработана и внедрена схема обмена между «1С-Логистика:Управление складом» и корпоративной системой «1С:Управление торговлей». Все изменения в справочных данных поступают в партнерские магазины по всей стране в среднем каждые два часа. Территория магазинов разбита на несколько складов: склады приемки, торговая зона и зона брака. Если товар перемещается в другую зону, информация о его местонахождении поступает в централизованную систему.
Существенную выгоду приносят системы планирования поставок. В компании недавно ввели в эксплуатацию систему расчета потребности в товарах, собственной разработки. «Проанализировав рынок программных продуктов, мы решили самостоятельно разработать систему, в том числе и по соображениям стоимости. Мы воспользовались статистикой, накапливаемой системами «1С» и внутренней аналитикой, — поясняет принятое решение Кочеров. — Специфика такова, что некоторые виды товаров мы можем завозить всего два раза в год. А, например, поставки из Китая обычно одноразовые и сразу большого объема». В системах уже накоплена информация с 2008 года — с момента внедрения системы «1С:Управление торговлей 8.1». При расчете потребностей учитываются и данные по поставщикам: количество дней поставки, страховые запасы, нормативы потребностей, статистика продаж и т. д.
ИТ-ПОДДЕРЖКА
Системы компании поддерживаются и развиваются собственными силами. Сеть партнерских торговых центров перекрывает несколько часовых поясов, поэтому для поддержки систем удаленных клиентов пробовали вводить круглосуточные дежурства. Практика показала, что необходимости в таких дежурствах программистов или администраторов нет, но дежурства по выходным остаются в действии.
22 сотрудника ИТ-департамента занимаются администрированием, разработкой, внедрением и сопровождением систем. Программисты взаимозаменяемы, хотя у каждого есть свое специализированное направление. В конце 2009 года ввели в эксплуатацию несложный HelpDesk, в котором регистрируются все заявки, поступающие по различным каналам, — пользователи сами имеют возможность зарегистрировать заявку, используя Web-интерфейс. «Ежемесячно формируется отчет по исполнению заявок, на базе которого и строится система мотивации. У нас жесткая система безопасности и контроля по времени прихода и ухода», — поясняет принципы работы специалистов Кочеров.
В настоящее время, помимо текущего сопровождения, ИТ-служба производит работы по нескольким основным направлениям. Это и дальнейшее развитие и совершенствование используемых технологий (автоматический расчет потребности в товаре, процесс инвентаризации), оптимизация бизнес-процессов склада, развитие интеграции с интернет-магазинами, модернизация системы видеоконтроля складских операций. В будущем предполагается внедрить систему аналитической отчетности на базе OLAP, автоматизировать транспортную логистику, ввести электронный документооборот.
НА ВСЕХ СКОРОСТЯХ
Компания очень быстро растет, планируется активное развитие как с точки зрения автоматизации, так и с точки зрения роста объемов. Сейчас прорабатывается проект по работе с товарами для подростков. «При этом у руководства есть четкое понимание, что любые изменения в процессах связаны с изменением в потоках информации, и ИТ рассматриваются как ядро бизнес-процесса, на котором строится вся работа», — рассказывает Кочеров.
Марина Полякова, «Директор информационной службы»