Минсельхоз предлагает ужесточить правила обращения с мясом в рознице. Сейчас к нему обязательно прилагаются ветеринарно-сопроводительные документы, которые принимает сотрудник ритейла, а не профильный специалист. Это, по мнению ведомства, приводит к множеству нарушений при оформлении бумаг.
В частности, Минсельхоз предлагает с 2025 года сделать обязательной проверку документов врачом-специалистом. Бизнес, соответственно, против, так как им придется расширять штат, что, помимо прочего, может привести к росту цен на мясо и стать причиной искусственного дефицита. Что касается бумаг, то бизнес уверяет, что работа с бумагами неспециалистов не создаёт рисков для потребителя, так как поставки идут от проверенных производителей, в герметичных упаковках и с необходимой маркировкой.
Россельхоз, в свою очередь, заявляет, что решение еще не принято, и вообще, такие меры коснутся только отдельных категорий продукции. Однако, даже в этом случае ритейлу придется нанимать дополнительных специалистов и перестраивать логистические бизнес-процессы.
Кто прав в этой ситуации – Минсельхоз или ритейл? И как можно упростить работу ритейла, если нововведения будут приняты? Отвечает функциональный архитектор AXELOT Юрий Пышков.
-На ваш взгляд, нововведения действительно нужные, или это исключительно перестраховка со стороны ответственных ведомств, которая, к тому же, усложнит жизнь ритейлу?
Начнём с того, что если, придя в поликлинику, вы столкнетесь с тем, что в постановке диагноза будут участвовать логист по закупкам или местный сантехник, то у вас, наверняка, возникнут сомнения в качестве оказанных вам услуг. Поэтому, по моему мнению, предложение Минсельхоза выглядит вполне логично, поскольку ветеринарно-сопроводительные документы должны проверяться профильным врачом-специалистом.
Благодаря правильному подходу к автоматизации бизнес-процессов и возможностям по адаптации интерфейсов программных продуктов, в которых осуществляется регистрация проверок, а также своевременному перераспределению должностных обязанностей, компания в рамках данных нововведений сможет избежать избыточных трудозатрат и связанного с ними роста цен, а тем более дефицита продукции.
-У крупных игроков рынка склады, куда в первую очередь поступает товар, давно автоматизированы, в том числе на решениях AXELOT. В связи с этим вопрос – как в WMS организована работа с прослеживаемостью товаров, в категорию которых может входить и импортное мясо? Произойдут ли какие-то изменения в привычных процессах в случае ужесточения правил?
Компании, которые только планируют или уже успешно внедрили программные решения по автоматизации складов AXELOT WMS и AXELOT WOS, не будут испытывать сложностей с организацией работы системы прослеживаемости. Наши программные продукты обладают множеством параметрических настроек, позволяющих гибко изменять как уровень детализации учета товара на складе, так и складские бизнес-процессы в целом. Типовая функциональность программных продуктов, входящих в платформу AXELOT SCM, позволяет обеспечить целостность набора аналитических признаков, передаваемых из системы в систему. А с использованием AXELOT Mobile Platform возможно организовать оптимальное рабочее место в любой части цепи поставок.
-Сейчас маркировка мяса выполняется через ФГИС «Меркурий», плюс, ведется эксперимент по маркировке некоторых категорий мясной продукции через «Честный знак». Какую информацию о товаре можно получить из баз систем маркировки, и может ли она стать альтернативой проверке документов ветеринарным врачом?
В первую очередь нужно отметить, что системы «Меркурий» и «Честный знак» — это два разных инструмента госконтроля за оборотом товара и борьбы с контрафактом, дополняющие друг друга.
«Меркурий» отслеживает сырье в процессе производства, позволяет оформлять электронные ветеринарные сопроводительные документы, в то же время, не устанавливая жёстких требований к маркировке продукции.
«Честный знак», в свою очередь, «заточен» под маркировку каждой единицы готовой продукции, контролирует движение готового продукта от производителя до конечного потребителя. С помощью QR-кода потребитель может проверить подлинность и качество продукции, а также реальный срок годности.
Поэтому правильно будет утверждать, что данная информация как раз и является объектом проверки на соответствие фактической продукции, которую должен будет осуществлять обсуждаемый специалист.
-Может ли электронный документооборот облегчить задачу контроля корректного заполнения и отслеживания движения документов на мясную продукцию?
Обе системы интегрируются с сервисами ЭДО любых операторов. ЭДО очень сильно упрощает взаимоотношения в сфере оформления и передачи документов, но он не является механизмом, обеспечивающим в том числе и валидацию ветеринарно-сопроводительной документации, хотя, на мой взгляд, за этим будущее.
Говоря про учет сопроводительных документов, не нужно забывать и про учет товара на складе. В новых условиях недостаточно принять товар по количеству и проверить корректность заполнения документов, становится важным наладить партионный учет на складе. Использование ЭДО минимизирует риск возникновения ошибок при вводе фактической информации о партиях и КИЗах, благодаря чему сверка фактической даты производства осуществляется с корректной плановой, полученной из ФГИС «Меркурий».
-Если предположить, что правила все же ужесточат, то насколько просто будет поменять устоявшиеся бизнес-процессы у старых клиентов?
Как я уже говорил, для компаний, в которых уже используются программные решения от AXELOT, подобные изменения бизнес-процессов не так страшны, нежели для тех, кто откладывал автоматизацию складской и транспортной логистики. Как показывает практика, компании с автоматизированными логистическими процессами более конкурентоспособны, устойчивы к колебаниям и новым вызовам рынка.